selhoz.by

Ближайшие выставки

"БОЯРИН" и другие

Поговорка «телушка – полушка, да рупь перевоз», родившаяся, наверное, во времена настоящих бояр, для России перестала быть актуальной. Белорусский «Боярин» отменил её, наверное, навсегда. Во всяком случае, во внутрихозяйственных перевозках он сводит пресловутый «рупь» до нескольких копеек.  

«Боярин» тут не случайно в кавычках. Потому, что никакой это не боярин, а прицеп универсальный сельскохозяйственный ПУС-15 с клапаном, выпускаемый в Белоруссии. Не знаю, какой фанат отечественной истории назвал его «Боярин». Рядом с другими тракторными прицепами, может быть, он и смотрится как боярин рядом со смердами, но когда это было, чтобы боярин на крестьянина работал? А тут как раз такой случай, причём этот ПУС-15 может трудиться и приносить хозяйству прибыль практически круглый год, без перерыва на заседания боярской думы. Потому и универсальный.

В общем, название, по-моему, не слишком удачное. Зато сама техника – на все сто. Начиная с грузоподъёмности в 15 тонн. Я, например, знаю европейские прицепы аналогичной конструкции, которые берут чуть ли не в два раза больше. Но прикиньте: прицеп с 30 тоннами груза плюс собственный вес загоняется на пашню. Ну мало ли – урожай вывезти или удобрения разбросать. Утрамбует поле так, что потом динамитом пахать придётся. Или придётся недогружать – а на кой тогда крестьянину эти 30 тонн? Объясняется всё просто: технику разрабатывали для строительной отрасли, но решили продать крестьянам.

А ПУС-15 разрабатывался именно для сельского хозяйства, хотя и в строительстве работать запросто может. С учётом скорости перевозки груза – 40 км/час заменит любой самосвал. Да что там «заменит» - ПУС-15 и на строительстве лучше самосвала. Например, надо заасфальтировать или отсыпать песком пол в низком помещении, каких в сельском хозяйстве через одно. Самосвал что сделает? Вывалит груз рядом – внутрь он если и заедет, то кузов не поднимет. А дальше – ребята с лопатами полдня будут этот песок внутрь перетаскивать. ПУС-15 же зайдёт, куда надо, и выдавит груз, не поднимая кузова, именно на то место, где его останется только разровнять. Делается это выталкивателем.

А есть ещё гидравлический задний клапан. Нужно возить, скажем, зелёнку на силос. Или зерно из-под комбайна. Объём у ПУС-15 – 30 кубов. Но грузоподъёмность позволяет взять больше. Тогда подпрессовываем задним клапаном груз настолько, чтобы не повредить (для каждого груза тут свои пределы) и освобождаем место для дополнительных тонн. Можно таким образом добавить до 45% объёма. И ни зёрнышка на дорогу не выпадет – там уплотнители рассчитаны на такое давление. Обычным прицепом или грузовиком за тем же весом и объёмом придётся раза два-три съездить, если не больше, чем прицепом ПУС-15. Затраты на зарплату,  горючее и амортизацию совершенно определённо в пользу «Боярина». А если учесть, что работает он круглый год, то даже сравнивать как-то неудобно.

Круглогодичное использование, а заодно и механизацию выполняемых работ, универсальному прицепу ПУС-15 обеспечивают две дополнительные фишки -  разбрасыватель органических удобрений и шнековый перегрузчик зерна. То есть, на уборке это отличный транспортировщик зерновых и любой другой продукции, после уборки он вам вносит удобрения. Довольно качественно вносит – ширина захвата при разбрасывании – 11,5 метров, а неравномерность внесения не превышает 25%. Органика, конечно, груз специфический, сильно её не спрессуешь, но 6,5 тонн в этот объём входит.

Внесли удобрения – можно использовать для дорожных работ. Там, где зимы снежные – снег с дорог убирать, там, где часто гололёд – песком дороги посыпать – с помощью того же разбрасывателя. Возить силос на фермы надо постоянно, и тут нам разбрасыватель ни к чему, а вот выталкиватель в самый раз – загнал прямо в коровник и сгрузил, сколько надо. Впрочем, возить зерно (или, к примеру, подсолнечник) иной раз приходится и зимой, и весной. Снять разбрасыватель и поставить шнековый перегрузчик или оставить базовый вариант– дело нескольких минут, можно это делать по несколько раз в день. И всё делает один-единственный тракторист, ребята с лопатами занимаются своими делами.

Весна пришла – вносим удобрения, мульчу (в зависимости от технологии и культуры) или выполняем другие работы – пока не настанет время заготовки кормов, на которой «Боярину» нет равных. Словом, не лентяюга-боярин, а парень хоть куда, на все руки мастер.

Впрочем, чтобы возить уже спрессованные корма в рулонах или кипах, у белорусов есть лучшая техника, специально для этого разработанная. Это платформа для транспортировки кормов ПТК-10/2. Понятно, что хозяйству, которое заготавливает сено и сенаж для себя или на продажу, у которого на заготовке кормов держится вся экономика, на эту операцию лучше купить ПТК-10/2, а ПУС-15 использовать для прочих нужд. Этот полуприцеп объёмом 15 кубов берёт не более 10 тонн, но специально приспособлен для перевозки рулонов, которых в него помещается (в зависимости от веса и объёма) от 40 до 52 штук.

А что делать хозяйству небольшому, для которого «Боярин» дороговат, и которое вполне может обойтись меньшим по объёму и грузоподъёмности вариантом? Белорусы учли, кажется, интересы любого хозяйства и выпускают уменьшенный вариант ПУС-15. Называется он полуприцеп специальный сельскохозяйственный ПСС-10 с клапаном (вариант – с разбрасывателем). А есть и более грузоподъёмный, чем ПУС-15, вариант - прицеп многофункциональный ПМФ-18. И тот, и другой могут, как и «Боярин», выполнять массу работ круглогодично.

Кстати, и для транспортировки меньшего количества рулонов есть вариант - транспортировщик рулонов ТП-10. В него помещается от 10 до 17 рулонов, но все механизировано и все операции делает один человек. Загрузка - с помощью гидроборта в передней части, разгрузка – цепными транспортёрами назад.

Есть разные условия и иной раз важнее другая универсальность – по части выгрузки. Так есть и это! Полуприцеп самосвальный ПСТБ-6, тоже белорусского производства, предназначен для транспортировки различных сельскохозяйственных грузов, зерновых, корнеплодов, органических удобрений, строительных материалов и других грузов с выгрузкой на три стороны.

Это далеко не все варианты транспортировочных средств для сельского хозяйства, выпускаемых в Белоруссии. Но уже и по описанным машинам видно, какого уровня достигла в последние годы промышленность этой республики в данной сфере. Многие машины практически не уступают по качеству и функциональности европейским, а стоят в России не в пример дешевле.

Те крестьяне, которые вовремя это поняли, поговорку про перевоз телушки могут вспоминать только как элемент народного фольклора. Ну а у тех, кто считать пока не научился, всё по-прежнему - «рупь».

selhoz.by

 

15 марта, 2011